Сколько людей – столько и мнений. Замечали, как говоря об одном и том же, каждый может иметь в виду не то, о чём говорит другой, но при этом каждый будет по-своему прав. Есть очень точная картинка, которая описывает этот феномен.
Такие ситуации достаточно распространены, когда хочется сделать всё сразу и быстро. Чтобы прийти к единому мнению необходимо фиксировать свои мысли в официальном документе, и обращаться к его разделам в случае возникновения разногласий.
Часто недопонимание возникает на стадии попыток договориться. Агентства хотят ясности и призывают к ней заказчиков, а заказчикам кажется, что всё и так понятно и ничего не нужно документировать.
Увы, договор на словах невозможно оспорить. Если вдруг некоторые несоответствия обнаруживаются на финальном этапе проекта – готовьтесь к долгому процессу переделок и к новым финансовым вложениям. Но можно изначально выстроить структуру будущего проекта и, сэкономив силы, деньги и время, прийти к качественному проекту. Важно правильно составить документы, которые лежат в основе любого проекта по разработке сайта – бриф и техническое задание.
Разработка технического задания даёт возможность обеим сторонам увидеть процесс пошагово и желаемый результат в финале работ.
Бриф – самый первый документ, в котором прописываются главные идеи и направление рекламной компании, пожелания клиента и список задач, которые необходимо решить в процессе реализации проекта. На основании брифа составляется финансовый план и техническое задание или как его называют ТЗ.
Техническое задание – это объемный, многостраничный документ, который даёт полное представление о сроках, последовательности выполнения работ. Отображение всех необходимых требований к веб-ресурсу гарантирует качественный и результат. Разработка начинается строго по плану технического задания и заканчивается с его последним пунктом, этот план позволяет постоянно сверяться и понимать, что уже сделано и как.
На содержание техзадания ориентируются все участники проекта – дизайнеры, копирайтеры, программисты и верстальщики. Приложением к техзаданию является договор на проведение работ между заказчиком и агентством, это наделяет ТЗ юридической силой и позволяет отстаивать интересы каждой стороны.
Вкратце разница между тремя документами:
Договор описывает финансовые и юридические стороны проекта, техническое задание контролирует процесс разработки и финальный результат, в брифе указываются пожелания заказчика.
Примерные разделы, которые необходимо прописать в техническом задании:
• Суть проекта, цели и задачи
• Описание целевой аудитории – собирательный портрет пользователя.
• Термины и их определения.
• Карта сайта – представляет собой перечень разделов и всех страниц, которые есть на сайте.
• Блоки страниц – планирование блоков информации на каждой из страниц.
• Разделы сайта – описание страниц в соответствии с их названием и содержанием.
• Требования к хостингу. Функция хостинга предоставлять пространство для расположения и хранения сайта. Хостинги бывают платные и бесплатные, у платных функционал и возможности гораздо больше.
• Функциональные требования: требование к дизайну и эргономичности, а так же возможность правильного функционирования в разных браузерах.
• Навигация по сайту, описание структуры меню и планирование дизайна.
• Дизайн сайта. Иногда разработчики отдельно отрисовывают интерфейс пользователя – прототипы всех страниц сайта. Это несёт в себе необходимость создание частного ТЗ на проектирование интерфейсов, где прописан конкретный вид работ, а не полноценный сайт.
• Подробное описание требований к эскизу сайта, ссылки на другие сайты, на которых похожая идея уже реализована.
• Приложение к техническому заданию - договор о разработке сайта.
Всё не так просто как кажется на первый взгляд, вот почему столь важно разработать техническое задание, чтобы обе стороны и агентство и заказчик видели ориентир позволяющий сделать эффективный и прибыльный проект.